Программа наставничества

• повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в
том числе через участие в программах поддержки, академических и профессиональных
соревнованиях, проектной и внеурочной деятельности;
• создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том
числе для обучающихся с особыми потребностями (дети с ОВЗ, одаренные дети, подростки в
трудной жизненной ситуации);
• формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;
• развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной
самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире;
• адаптация учителя в новом педагогическом коллективе;
• плавный «вход» молодого учителя и специалиста в целом в профессию, построение
продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений
начинающих и опытных специалистов.
•

формирование

открытого

и

эффективного

сообщества

вокруг

образовательного

учреждения, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его
участниками.
В программе используются следующие понятия и термины:
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный
на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения
ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В
конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении
жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться
опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и
самосовершенствования наставляемого.
Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального
образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы
наставничества.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для
реализации программ наставничества в образовательных организациях.

Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов,
обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и
организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния,
чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное
выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, в
частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и
наставляемым.
Буллинг - проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в
отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или
учителей. Одна из современных разновидностей буллинга - кибербуллинг, травля в социальных
сетях.
Метакомпетенции

-

способность

формировать

у

себя новые навыки

и

компетенции

самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.
Тьютор (классный руководитель) - специалист в области педагогики, который помогает
обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом.
Благодарный

выпускник

-

выпускник

образовательной

организации,

который

ощущает

эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами
(делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент,
организует стажировки и т.д.).
Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) - сотрудники данной
образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты,
которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно
действуют ради этой цели.
Наставничество — это поддержка человека (учителя, обучающегося), способствующая
более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению и развитию в
профессиональном и культурном отношениях, формированию гражданской позиции.
Программа наставничества: наставничество=технология
Этапы:


Подготовка условий для запуска программы наставничества



Формирование базы наставляемых



Формирование базы наставников



Отбор и обучение наставников



Формирование тандемов/групп



Запуск Программы



Завершение Программы
Алгоритм реализации:

1. Изучение нормативной базы и тематических методических материалов
2. Информирование: педагогический совет, рубрика на сайте школы
3. Формирование базы наставляемых
4. Формирование базы наставников
5. Отбор и обучение наставников
6. Формирование тандемов/ групп
7. Организация работы тандемов/групп
8. Завершение наставничества
Нормативные основы целевой модели наставничества
 Устав муниципального автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 64 г.
Улан-Удэ».
 Отчет по результатам самообследования школы.
 Положение о педагогическом совете.
 Положение о школьном методическом объединении.
 Кодекс профессиональной этики педагогических работников.
 Положение об общешкольном родительском комитете.
Реализация целевой модели наставничества
На этапе подготовки условий для запуска Программы наставничества предусматриваются
следующие мероприятия информационно-просветительского характера для школьного сообщества
и ближайшего социокультурного окружения школы.
№ п/п

Мероприятие

Срок исполнения

ответственные

1

Информирование педагогического
коллектива. Проведение
педагогического совета, Общего
собрания работников

Заместители
директора по УР,
СВР, руководители
МО

2

Информирование ученического
коллектива. Проведение ученической
конференции.

Заместители
директора по СВР

3

Размещение информации на сайте
образовательного учреждения.

Инженер-оператор

4

Проведение индивидуальных бесед,
консультирования по вопросам

Заместители
директора по СВР,

реализации Программы
наставничества с педагогами и
учащимися.

УР, руководители
МО

Исходя из образовательных потребностей школы, определены следующие формы наставничества,
подлежащие внедрению:


«ученик – ученик»



«учитель – учитель»



«учитель – ученик»
Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем с

использованием единой методологии наставничества, и ключевых запросов трех факторов системы:
наставляемого, наставника и образовательного учреждения.

Форма наставничества «Ученик - ученик»
Цель: разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или социальными
потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Задачи:
1. Помощь в реализации лидерского потенциала.
2. Улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов.
3. Развитие гибких навыков и метакомпетенций.
4. Оказание помощи в адаптации к новым условиям среды.
5. Создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации.
6. Формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных
выпускников.
Варианты программы наставничества «Ученик - ученик»
Формы взаимодействия
«Успевающий - неуспевающий»
«Лидер - пассивный»

«Равный - равному»
«Адаптированный - неадаптированный»

Цель
лучших образовательных

Достижение
результатов.
Психоэмоциональная
поддержка
с
адаптацией в коллективе или с развитием
коммуникационных,
творческих,
лидерских навыков.
Обмен навыками для достижения целей.
Адаптация к новым условиям обучения.

Схема реализации формы наставничества «Ученик - ученик»
Этапы реализации
Представление программ наставничества в
форме «Ученик - ученик».
Проводится отбор наставников из числа
активных
учащихся
школьного
сообщества.
Обучение наставников.
Проводится отбор учащихся, имеющих
особые образовательные потребности,
низкую учебную мотивацию, проблемы с

Мероприятия
Ученическая конференция.
Анкетирование.
Собеседование.
Использование базы наставников.
Обучение проводится куратором.
Анкетирование.
Листы
опроса.
Использование базы наставляемых.

адаптацией в коллективе, не включенные в
школьное сообщество и желающих
добровольно принять участие в программе
наставничества.
Формирование пар, групп.
После
личных встреч,
обсуждения
вопросов. Назначения куратором.
Наставляемый
улучшает
свои Предоставление конкретных результатов
образовательные
результаты,
он взаимодействия
(проект,
улучшение
интегрирован в школьное сообщество, показателей). Улучшение образовательных
повышена мотивация и осознанность.
результатов, посещаемости.
Рефлексия
реализации
формы Анализ
эффективности
реализации
наставничества.
программы.
Наставник
получает
уважаемый
и Поощрение на ученической конференции.
заслуженный статус. Чувствует свою
причастность школьному сообществу.
Характеристика участников формы наставничества «Учитель - ученик»
Наставник
Кто может быть

Активный
ученик,
обладающий
лидерским
и
организаторскими
качествами,
нетривиальностью мышления.

Ученик, демонстрирующий
высокие
образовательные
результаты.

Победитель школьных и
региональных
олимпиад
и
соревнований.

Лидер
класса
или
параллели,
принимающий
активное участие в жизни школы.

Возможный
участник
всероссийских
детско
юношеских
организаций
и
объединений.

Наставляемый
Пассивный
Активный
Социально или ценностно - Обучающийся
с
дезориентированный
особыми
обучающийся более низкой образовательными
по
отношению
к потребностями,
наставнику
ступени, нуждающийся
в
демонстрирующий
профессиональной
неудовлетворительные
поддержке
или
образовательные
ресурсах для обмена
результаты или проблемы с мнениями
и
поведением,
не реализации
принимающим участие в собственных
жизни
школы, проектов.
отстраненный
от
коллектива.

Ожидаемые результаты
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности
наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет
несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации,
лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Подростки-наставляемые получат необходимый в
этом

возрасте

стимул

к

культурному,

интеллектуальному,

физическому

самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Среди оцениваемых результатов:


повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса;

совершенствованию,



численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;



количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и культурных проектов;



снижение числа жалоб от родителей и учителей, связанных с социальной незащищенностью и
конфликтами внутри класса и школы.
Форма наставничества «учитель – учитель»
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог,
психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к
осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой
достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и
формирование профессионально значимых качеств.
Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим
мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя.
Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать формированию
индивидуального стиля его деятельности.
Форма предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового
специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистомпедагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Цели и задачи
Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в
должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также
создание комфортной профессиональной среды внутри школы, позволяющей реализовывать актуальные
педагогические задачи на высоком уровне.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым:


способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной
деятельности;



развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;



ориентировать начинающего учителя на творческое использование передового педагогического опыта в
своей деятельности;



прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в
образовательной организации;



ускорить процесс профессионального становления учителя;



сформировать эффективные механизмы взаимодействия наставника и начинающего педагога;



обеспечить наиболее комфортную адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации
поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя;



использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального
мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного
овладения профессиональными знаниями и навыками;



дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных
потенциальных возможностей начинающего учителя;



повышать профессиональный уровень педагогов с учетом их потребностей, затруднений, достижений;



отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога;



повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности;



способствовать

планированию

карьеры

молодых

специалистов,

мотивации

к

повышению

образовательной

организации,

квалификационного уровня;


приобщать

молодых

специалистов

к

корпоративной

культуре

способствовать объединению на основе школьных традиций.
Ожидаемые результаты для молодого специалиста:


активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;



повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;



появление собственных продуктов педагогической деятельности (публикаций, методических разработок,
дидактических материалов);



участие молодых учителей в профессиональных конкурсах, фестивалях;



наличие портфолио у каждого молодого педагога;



успешное прохождение процедуры аттестации.

для наставника:


эффективный способ самореализации;



повышение квалификации;



достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности

молодых специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление
уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала. Это
окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в школе.
Учителя-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации
компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного
становления и развития внутри образовательного учреждения.
Портреты участников
Наставник.
Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных
конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), склонный к
активной общественной работе, лояльный участник школьного сообщества. Обладает лидерскими,
организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией.

Для реализации различных задач возможно выделение двух типов наставников.


Наставник-консультант – создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств,
помогает

с

организацией

процесса

и

решением

конкретных

психологопедагогических

и

коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.


Наставник-предметник – опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель,
способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.

Наставляемый.
Молодой специалист, имеющий малый опыт работы – от 0 до 3 лет, испытывающий трудности с
организацией учебного процесса, взаимодействием с учениками, другими педагогами, администрацией или
родителями. Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо
получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации.
Учитывая результаты диагностики, основной вариант взаимодействия:
● «опытный учитель – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения
молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и
закрепления на месте работы.
Этапы реализации

Мероприятия

Представление программы наставничества
«Учитель – учитель»

Педагогический совет.

Отбор наставников из числа активных и
опытных педагогов и педагогов,
самостоятельно выражающих желание помочь
педагогу

Анкетирование.

Обучение наставников

Проводится обязательно в течение года не
менее 2-х раз

Отбор педагогов, испытывающий
профессиональные проблемы, проблемы
адаптации и желающих добровольно принять
участие в программе наставничества

Анкетирование. Листы опроса.

Формирование пар, групп

Встречи, обсуждение вопросов.

Повышение квалификации наставляемого,
закрепление в профессии. Творческая
деятельность. Успешная адаптация.

Тестирование. Реализация программы
(прилагается). Проведение мастер – классов,
открытых уроков

Рефлексия реализации формы наставничества
«Учитель – учитель».

Анализ эффективности реализации
программы.

Использование базы наставников.

Использование базы наставляемых

Форма наставничества «Учитель - ученик»
Цель: успешное формирование у учеников младшей и средней школы осознанного подхода к
реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованной в развитии собственных талантов
и навыков молодежи.
Задачи:
1. Помощь учащимся в раскрытии и оценке своего личного потенциала.

2. Повышение мотивации к учебе и саморазвитию, к саморегуляции, формирования ценностных и
жизненных ориентиров.
3. Развитие лидерских, организационных, коммуникативных навыков и метакомпетенций.
4. Помощь в построении образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.
Результат:
1. Повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона в младшей и средней
школе.
2. Численный рост кружков по интересам, а также внеурочных мероприятий.
3. Увеличение процента учеников, успешно прошедших предпрофориентационную программу.
4. Численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной
деятельности в старших классах (совместно с представителем предприятия).
5. Увеличение числа учеников, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к
сообществу благодарных выпускников.
Характеристика участников формы наставничества «Учитель - ученик»
Наставник
Кто может быть
 Неравнодушный
профессионал с большим (от
5 лет) опытом работы с
высокой квалификацией.
 Активная
жизненная
позиция.
 Обладает
развитыми
коммуникативными
навыками,
гибкостью
в
общении, умением отнестись
к ученику как к равному в
диалоге
и
потенциально
будущему коллеге.
 Возможно,
выпускник
того же образовательного
учреждения, член сообщества
благодарных выпускников.
 Возможно,
родитель
образовательного
учреждения.

Наставляемый
Активный
Социально
активный
школьник
с
особыми
образовательными
потребностями,
мотивированный
к
расширению круга общения,
самосовершенствованию,
получению новых навыков.

Пассивный
Плохо мотивированный,
дезориентированный
школьник, не имеющий
желания
самостоятельно
выбирать
образовательную
траекторию,
мало
информированный
о
карьерных
и
образовательных
перспективах,
равнодушный
к
процессам
внутри
школы и ее сообщества.

Варианты программы наставничества «Учитель - ученик»
Формы взаимодействия
Цель
«Активный профессионал - равнодушный Мотивационная и ценностная поддержка с
потребитель»
развитием коммуникативных, творческих,
лидерских навыков, стимулирование идей
саморазвития,
осознанного
выбора
образовательной и карьерной траектории.
«Коллега - молодой коллега»
Совместная
работа
по
развитию
творческого, предпринимательского или
социального проекта, в процессе которой
наставляемый делится свежим видением и

креативными идеями, которые могут
оказать
существенную
поддержку
наставнику, а сам наставник выполняет
роль организатора и куратора.

Схема реализации формы наставничества «Учитель - ученик»
Этапы реализации
Представление программ наставничества в
форме «Учитель - ученик».
Проводится отбор наставников из числа
активных
и
опытных
учителей,
представителей
благодарных
выпускников.
Обучение наставников.

Мероприятия
Ученическая конференция.
Анкетирование.
наставников.

Использование

базы

Обучение
проводится
куратором
программы
наставничества
при
необходимости.
Проводится отбор учащихся, имеющих Анкетирование.
Листы
опроса.
проблемы с учебой, не мотивированных, Использование базы наставляемых.
не
умеющих
строить
свою
образовательную траекторию. Либо учащиеся, с особыми образовательными
потребности, не имеющими возможности
реализовать себя в рамках школьной
программы.
Формирование пар, групп.
Личные встречи или групповая работа в
формате «быстрых встреч».
Повышение образовательных результатов Защита проекта. Анализ успеваемости.
у
наставляемых.
Мотивированны, Представление
бизнес
плана.
интегрированы в сообщество. Осознано Определение образовательной траектории.
подходят к выбору профессий.
Рефлексия
реализации
формы Анализ
эффективности
реализации
наставничества.
программы.
Наставник
получает
уважаемый
и Поощрение наставляемого на ученической
заслуженный статус.
конференции. Благодарственное письмо на
предприятие или организацию наставника.
Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора,
обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее
элементах.
Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность четко
представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во
взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика
развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
1) оценка качества процесса реализации программы наставничества;

2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников,
динамика образовательных результатов.
Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества
Этап 1.
Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы
наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп
"наставник-наставляемый".
Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы
наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели
качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества,
динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации,
профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.
Цели мониторинга:
1) оценка качества реализуемой программы наставничества;
2) оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и
профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней
организаций или индивидов.
Задачи мониторинга:
 сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
 обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности
наставника;
 контроль хода программы наставничества;
 описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);
 определение условий эффективной программы наставничества;
 контроль показателей социального и профессионального благополучия.
Оформление результатов.
По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен SWOT - анализ
реализуемой программы наставничества.
Сбор данных для построения SWOT-анализа осуществляется посредством анкеты. Анкета
содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром. Анкета
учитывает особенности требований к трем формам наставничества. SWOT-анализ проводит куратор
программы.
Для оценки соответствия условий организации программы наставничества требованиям модели и
программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным в модели и программах, а
также современным подходам и технологиям, используется анкета куратора. Результатом
успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит
выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей
социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными
результатами участников программы наставничества.
Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников
Этап 2.
Второй этап мониторинга позволяет оценить: мотивационно-личностный и профессиональный
рост участников программы наставничества; развитие метапредметных навыков и уровня
вовлеченности обучающихся в образовательную деятельность; качество изменений в освоении
обучающимися образовательных программ; динамику образовательных результатов с учетом
эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.
Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о наличии
положительной динамики влияния программ наставничества на повышение активности и
заинтересованности участников в образовательной и профессиональной деятельности, о снижении

уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее рациональной и эффективной стратегии
дальнейшего формирования пар "наставник-наставляемый".
Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два подэтапа, первый из
которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй - по итогам прохождения
программы.
Соответственно, все зависимые от воздействия программы наставничества параметры
фиксируются дважды (таблица 2).
Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников.
1. Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников программы.
2. Оценка динамики характеристик образовательного процесса (оценка качества изменений в
освоении обучающимися образовательных программ).
3. Анализ и необходимая корректировка сформированных стратегий образования пар "наставник наставляемый".
Задачи мониторинга:
 научное и практическое обоснование требований к процессу организации программы
наставничества, к личности наставника;
 экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных в целевой модели
требований к личности наставника;
 анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение корректировок во
все этапы реализации программы в соответствии с результатами;
 сравнение характеристик образовательного процесса на "входе" и "выходе" реализуемой
программы;
 сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность, активность, самооценка,
тревожность и др.) участников программы наставничества на "входе" и "выходе" реализуемой
программы.
Результатом второго этапа мониторинга является оценка и динамика: развития гибких
навыков, необходимых для гармоничной личности; уровня мотивированности и осознанности
участников в вопросах саморазвития и профессионального образования; степени включенности
обучающихся в образовательные процессы организации; качества адаптации молодого специалиста
на потенциальном месте работы, удовлетворенности педагогов собственной профессиональной
деятельностью, а также описание психологического климата в школе.
Механизмы мотивации и поощрения наставников
К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку системы
наставничества на школьном, общественном, муниципальном и государственном уровнях; создание
среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение
причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.
Мероприятия по популяризации роли наставника.
 Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном
уровне.
 Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях.
 Проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник года", «Лучшая
пара», «Наставник+";
 Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"
 Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
 Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений,
касающихся развития школы.

Приложение 1.
«Дорожная карта» реализации модели наставничества в МАОУ «СОШ №64 г.Улан-Удэ»
на 2020-2021 гг.
Этап
Содержание
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Подготовка
условий для
запуска
программы
наставничества

1) Изучение
нормативной базы
и тематических
методических
материалов

1.1. Изучение Распоряжения
Министерства Просвещения
Российской Федерации №P-145 от
25 декабря 2019 г. «Об
утверждении методологии
(целевой) модели наставничества
обучающихся для организаций
осуществляющих образовательную
деятельность по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным и
программам среднего
профессионального образования, в
том числе с применением лучших
практик обмена опытом между
обучающимися».

руководитель,
администрация

1.2.Изучение Положения о
программе наставничества в ОУ,
Типовой формы программы
наставничества в ОУ и
методических рекомендаций по ее
созданию.
2)
Информирование
педагогического
коллектива,
родительского
сообщества,
сообщества МАОУ
СОШ № 64 о
модели
наставничества;
поиск
потенциальных
наставников

2.1. Проведение Педагогического
совета «О модели внедрения
наставничества»
2.2.Тематическая встреча с
родительским сообществом с
целью информирования о
программе наставничества.
2.3.Тематическая встреча с
сообществом выпускников,
партнерами с целью
информирования о программе
наставничества.
2.4.Тематические встречи с

директор,
администрация,
проектная группа

обучающимися ОУ с целью
информирования о программе
наставничества (ученическая
конференция, классные часы).
2.5.Актуализация потенциальных
партнерских связей с целью поиска
наставников, сотрудничество
2.6. Создание рубрики на сайте ОУ.
Формирование
базы
наставляемых

Сбор данных о
наставляемых

1.Анкетирование
обучающихся/педагогов,
желающих принять участие в
программе наставничества. Сбор
согласий на сбор и обработку
персональных данных от
совершеннолетних участников
программы. Информирование
родителей несовершеннолетних
наставляемых о программе, сбор
согласий.

Куратор,
администрация,
классные
руководители

2. Сбор дополнительной
информации о запросах,
наставляемых
(обучающиеся/педагоги) от третьих
лиц: классный руководитель,
психолог, соцработник, родители.
Сбор согласий на сбор и обработку
персональных данных от законных
представителей
несовершеннолетних участников.
3. Анализ данных.
4.Формирование базы данных
наставляемых из числа педагогов.
5. Формирование базы данных
наставляемых из числа
обучающихся.
6. Выбор форм наставничества на
основании анализа результатов
образовательного процесса и
контингента ОУ.
7. Создание программы
наставничества.
Формирование
базы
наставников

Составление старт- 1. Оценка участниковлиста наставников наставляемых по заданным
параметрам, необходимым для
будущего сравнения и мониторинга
влияния программ на всех
участников. 2.Анкетирование

Администрация,
куратор,
классные
руководители

среди потенциальных наставников,
желающих принять участие в
программе наставничества. Сбор
согласий на сбор и обработку
персональных данных. 3.Анализ
анкет потенциальных наставников
и сопоставление данных с
анкетами наставляемых.
Формирование базы наставников
Отбор и
обучение
наставников

Рекрутинг
наставников

1. Оценка выявленных наставников
по заданным параметрам

Куратор,
психолог

2. Собеседования с наставниками.
3. Приказ о назначении
наставников.
4. Обучение наставников
(подготовка методических
материалов для наставников,
«Школа наставников»)

Организация
работы
тандемов/групп

закрепление
продуктивных
отношений в
тандеме/группе

1.Проведение первой,
организационной, встречи
наставника и наставляемого.

Куратор

2.Проведение второй, пробной
рабочей, встречи наставника и
наставляемого.
3.Проведение встречипланирования рабочего процесса в
рамках программы наставничества
с наставником и наставляемым.
4.Регулярные встречи наставника и
наставляемого. 5.Проведение
заключительной встречи
наставника и наставляемого.
6.Регулярная обратная связь от
участников программы
7.Проведение групповой
заключительной встречи всех пар и
групп наставников и наставляемых.
8. Анкетирование участников.
Мониторинг личной
удовлетворенности участием в
программе.

Завершение
наставничества

Подведение итогов
работы каждого
тандема/ группы и
программы в
целом в формате

1. Проведение мониторинга
качества реализации программы
наставничества и личной
удовлетворенности участием в
программе наставничества.

Куратор,
администрация,
классные
руководители

личной и
групповой
рефлексии, а также
проведение
открытого
публичного
мероприятия для
популяризации
практик
наставничества

Мониторинг и оценка влияния
программ на всех участников.
2. Оценка участников по заданным
параметрам, проведение второго,
заключающего этапа мониторинга
влияния программ на всех
участников.
3.Приказ о поощрении участников
наставнической деятельности.
Благодарственные письма
партнерам.
4. Приказ о проведении итогового
мероприятия Программы
5. Приглашение на торжественное
мероприятие всех участников
программы наставничества, их
родных, представителей
организаций-партнеров,
представителей администрации
муниципалитета, представителей
иных образовательных
организаций и некоммерческих
организаций.
6.Оформление итогов и процессов
совместной работы в рамках
программы наставничества
7. Внесение данных об итогах
реализации программы
наставничества в базу наставников
и базу наставляемых
8. Формирование долгосрочной
базы наставников.

Приложение 2.
Характеристика контингента МАОУ СОШ № 64
Показатель
На входе
На выходе

№
п/п
1

2021
Численность обучающихся, чел.
в том числе:

1.1

численность обучающихся в 5-9 классах, чел.
из них:

1.1.1

обучающихся на «4» и «5», чел.

1.1.2

входящих в состав органов ученического
самоуправления школы, чел.

1.1.3

принимающих участие в деятельности
общественных организаций, чел.

1.1.4

состоящих на профилактических учетах, чел.

1.2.

численность обучающихся в 10-11 классах, чел.
из них:

1.2.1

обучающихся на «4» и «5», чел.

1.2.2

входящих в состав органов ученического
самоуправления школы, чел.

1.2.3

принимающих участие в деятельности
общественных организаций, чел.

3

Численность педагогических работников, чел.
в том числе:

3.1

численность педагогов с первой
квалификационной категорией, чел.

3.2

численность педагогов с высшей
квалификационной категорией, чел.

3.3

численность педагогов со стажем до 3 лет, чел.

3.4

численность педагогов со стажем свыше 30 лет,
чел.

2022

3.5

численность педагогов в возрасте до 35 лет, чел.

3.6

численность педагогов, входящих в состав
региональных ассоциаций учителей,
общественных организаций, чел.

4

Количество партнеров ОУ (организаций,
учреждений, предприятий), принимающих
активное участие в деятельности ОУ

5

Численность родителей (законных
представителей) обучающихся, принимающих
активное участие в деятельности ОУ

6

Иные субъекты, принимающих активное участие
в деятельности ОУ (указать какие)

Приложение 3
Индикаторы оценки влияния программ на всех участников школы
Оценка результатов программы

Индикаторы оценки

на входе
2021
Вовлеченность обучающихся в образовательный
процесс.
Успеваемость обучающихся по школе
Качество обучения по школе.
Процент учащихся, желающих высокой школьной
успеваемости
Уровень сформированности гибких навыков
учащихся.
Доля учащихся, посещающих объединения
дополнительного образования.
Доля учащихся, посещающих спортивные секции
Доля учащихся, участвующих в
развития талантливых обучающихся.

программах

Доля
учащихся,
принимающих
участие в
олимпиадах,
конкурсах,
соревнованиях
на
школьном уровне
Доля
учащихся,
принимающих
участие
в
олимпиадах,
конкурсах,
соревнованиях
на

на выходе
2022

региональном уровне

Доля
учащихся,
принимающих
участие
в
олимпиадах,
конкурсах,
соревнованиях
на
всероссийском уровне
Доля учащихся, участвующих в волонтерской
деятельности.
Доля успешно реализованных творческих и
образовательных проектов.
Доля обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, принимающих участие в
программах наставничества.
Число обучающихся состоящих на ВШК и ОПДН.
Доля собственных профессиональных работ,
статей, исследований, методических практик
молодого специалиста от общей доли молодых
специалистов.
Участие молодых учителей в профессиональных
конкурсах, фестивалях.
Количество молодых специалистов успешно
прошедших процедуру аттестации.
Уровень закрепляемости молодых
специалистов в школе.
Доля учащихся, имеющих пропуски по
неуважительной причине (желание посещения
школы учащимися).
Уровень личностной тревожности учащихся.

Эмоциональное состояние при посещении школы
Количество жалоб от родителей и педагогов,
связанных с социальной незащищенностью и
конфликтами внутри коллектива обучающихся
Уровень психологического климата в
педагогическом коллективе
Уровень психоэмоционального
состояния специалистов
Уровень профессионального выгорания педагогов.
Уровень удовлетворенности своей профессией

педагогов
Количество конфликтов с педагогическим и
родительским сообществами.

Приложение 4.
Анкета для участников (до начала работы) формы наставничества «Ученик –ученик».
Анкета наставляемого
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где?
Инструкция
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Оцените ожидаемый
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
уровень комфорта при общении
с наставником
4.Насколько

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

полезными/интересным, как
Вам кажется, будут личные
встречи с наставником?
5.Насколько
полезны/интересными, как
Вам кажется, будут групповые
встречи?
Какой уровень поддержки Вы
ожидаете от наставника?
Насколько Вы нуждаетесь в
помощи наставника?
Насколько понятным,
согласно Вашим ожиданиям,
должен быть план,
выстроенный наставником?
Насколько Вам важно
ощущение безопасности при
работе с наставником и
зафиксировать ожидания
наставника
Оцените ожидаемые после
завершения проекта перемены

в Вашей жизни
Оцените ожидаемую

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

полезность проекта для Вас
12. Оцените ожидаемую
полезность проекта для Вас
13. Что Вы ожидаете от программы?
14. Что для Вас является особенно ценным в программе?
15. Вы рады, что участвуете в программе? [да/нет]
Анкета наставника
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Насколько комфортным
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Вам представляется общение с
наставляемым?
4. Насколько Вы можете
1
2
3
4
5
6
7
8
9
реализовать свои лидерские
качества в программе?
5. Насколько могут быть
1
2
3
4
5
6
7
8
9
полезны/интересны групповые
встречи?
6. Насколько могут быть
1
2
3
4
5
6
7
8
9
полезны/интересны личные
встречи?
7. Насколько Ваша работа
1
2
3
4
5
6
7
8
9
зависит от предварительного
планирования (разработанного
Вами)?
8. Насколько Вы собираетесь
1
2
3
4
5
6
7
8
9
придерживаться плана?
9. Оцените ожидаемую
1
2
3
4
5
6
7
8
9
включенность наставляемого в
процесс.
10. Оцените ожидаемый
1
2
3
4
уровень удовлетворения от
совместной работы.
11. Оцените ожидаемую
1
2
3
4
полезность проекта для Вас и
Вашего наставляемого
12. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?

10

10

10

10

10

10
10

5

6

7

8

9

10

5

6

7

8

9

10

_
13. Что в программе является наиболее ценным для Вас?
_
14. Насколько важна польза
обучения Наставников?

1

2

3

4

5

_
_
6

7

8

9

10

15. Вы рады, что участвуете в программе? [да/нет]
Приложение 5
Анкета для участников (до начала работы) формы наставничества «Учитель - учитель».
Анкета наставляемого
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3.Ожидаемая
эффективность
программы наставничества.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.
Оцените ожидаемый
уровень комфорта при участии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.
Ожидаемое
качество 1
организационных мероприятий
(знакомство с коллективом,
рабочим
местом,
должностными обязанностями

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6.
Ожидаемая
полезность 1
программы профессиональной
и должностной адаптации.

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.
Ожидаемая
польза 1
организованных
для
Вас
мероприятий
по развитию
конкретных
профессиональных
навыков
(посещение
и
ведение
открытых уроков, семинары,

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в программе наставничества?

и
квалификационными
требованиями)

вебинары,
конкурсах).

участие

в

8.
Ожидаемое
качество 1
передачи Вам необходимых
теоретических знаний.

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9.
Ожидаемое качество
передачи Вам необходимых

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

практических навыков.
10.

Ожидаемое

качество

программы
профессиональной адаптации.
11. Насколько Вам важно 1
ощущение
поддержки
от

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

3

4

5

6

7

8

9

10

наставника?
12. Насколько Вам важно, 1
чтобы Вы остались довольны
совместной работой?

3. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?
_
14. Что особенно ценно для Вас в программе?
_
15. Как часто Вы ожидаете Очень
проведение мероприятий по часто
развитию
конкретных
профессиональных
навыков
(посещение
и
ведение
открытых уроков, семинары,
вебинары,
участие
в

Часто

конкурсах)?
16. Рады ли Вы участвовать в программе? [да/нет]

_
_
Редко

1-2
раза

Никогда

Анкета наставника
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3.Ожидаемая
эффективность
программы наставничества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Ожидаемый комфорт от 1
работы
в
программе

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

3

4

5

6

7

8

9

10

наставничества?
5. Насколько эффективно Вы 1
сможете
организовать
мероприятия (знакомство с
коллективом,
рабочим
местом,
должностными
обязанностями
и

квалификационными
требованиями)
6. Ожидаемая эффективность
программы профессиональной

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7. Как Вы думаете, как 1
хорошо с Вашей помощью
наставляемый
овладеет
необходимыми

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.
Ожидаемый
уровень 1
удовлетворения
совместной
работой

2

3

4

5

6

7

8

9

10

и должностной адаптации

теоретическими знаниями?
8. Как Вы думаете, как 1
хорошо с Вашей помощью
наставляемый
овладеет
необходимыми практическими
навыками?
9.
Ожидаемое
разработанной

качество 1
Вами

программы профессиональной
адаптации.
10. Ожидаемая включенность
наставляемого в процесс

12. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?
_
13. Что особенно ценно для Вас в программе?
_
14. Как часто Вы собираетесь Очень
проводить мероприятия по часто
развитию
конкретных
профессиональных
навыков
(посещение
и
ведение
открытых уроков, семинары,
вебинары,
участие
в

Часто

_
_
Редко

1-2

Никогда

раза

конкурсах).
14. Рады ли Вы участвовать в программе наставничества? [да/нет]
1

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 64» г. Улан-Удэ
670002, г. Улан-Удэ, ул. Буйко, д.29, тел./факс: 46-23-01, e-mail: impulse-school@mail.ru

Утверждаю
Директор МАОУ « СОШ № 64»
Л.С. Головчан________________

ПОЛОЖЕНИЕ
О наставничестве
в МАОУ « СОШ № 64» г Улан-Удэ

Рассмотрено на пед
совете и введено в действие
________________________

2

1. Общие положения
Настоящее Положение о наставничестве ( далее – Положение) в МАОУ «СОШ № 64» ( далее –
Школа) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г № 273 – ФЗ « Об
образовании в Российской Федерации», во исполнение Распоряжения Министерства
просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. N Р-145 о внедрении Целевой модели наставничества
обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным, в том числе с применением
лучших практик обмена опытом между обучающимися (далее – Целевая модель).
1.1.
Целевая модель наставничества разработана в целях достижения результатов
федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы
(Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого
ребенка" национального проекта "Образование"
1.2.
Настоящее Положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого,
регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений и
деятельности наставничества.
2. Основные понятия и термины
2.1. Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее
общение , основанное на доверии и партнерстве.
2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы
наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельством
ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
2.3. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных
формах для получения ожидаемых результатов
2.4. Наставляемый – ученик программы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки компетенции.
2.5. Наставник –участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки
процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
2.6.
Куратор - сотрудник Школы, осуществляющий деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который
отвечает за организацию программы наставничества.
2.7. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов,
необходимых для реализации программ наставничества в Школе.
2.6. Благодарный выпускник - выпускник Школы, который ощущает эмоциональную
связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится
опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент,
организует стажировки и т.д.).
3. Цели и задачи наставничества
3.1. Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала
личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной
самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для
формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной
ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников (далее педагоги) разных уровней образования.
3.2. Основными задачами наставничества являются:
 разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;
3

 разработка и реализация программ наставничества;
 реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за
деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;
 инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ
наставничества;
 осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и
педагогов, участвующих в программах наставничества;
 проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ
наставничества;
 формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
 обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества, в формате непрерывного образования.
2.7.1. Организационные основы наставничества
4.1. Наставничество организуется на основании приказа. Руководство деятельностью
наставничества осуществляет куратор, заместитель директора по учебно-воспитательной
работе.
4.2. Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора.
Реализация происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой
наставников.
4.3. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором Школы,
куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами Школы,
располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков – будущих
участников направления наставничества.
4.4. Наставляемыми могут быть обучающиеся:

проявившие выдающиеся способности;

демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;

с ограниченными возможностями здоровья;

попавшие в трудную жизненную ситуацию;

имеющие проблемы с поведением;

не принимающие участие в жизни Школы, отстраненных от коллектива.
4.5. Наставляемыми могут быть педагоги:

молодые специалисты;

находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;

находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;

желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ
компетенциями и т.д.
4.6. Наставниками могут быть:

обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных,
спортивных, творческих и адаптационных вопросах;

педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного
педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;

родители обучающихся - активные участники родительских советов;

выпускники, заинтересованные в поддержке своей Школы;

сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров;

успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют
потребность передать свой опыт;

ветераны педагогического труда.
4

4.7. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от
потребностей Школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений:
педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).
4.8. Участие наставников и наставляемых в целевой модели наставничества
основывается на добровольном согласии.
4.9. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных
данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных
представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников.
4.10.
Формирование наставнических пар, групп осуществляется после знакомства
с планами работы по наставничеству.
4.11.
Формирование наставнических пар, групп осуществляется на добровольной
основе и утверждается приказом директора.
4.12.
С наставниками, приглашенными из внешней среды, составляется договор о
сотрудничестве на безвозмездной основе.
2.7.2. Реализация целевой модели наставничества
5.1. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из
образовательных потребностей
Школы
в
целевой
модели
наставничества
рассматриваются следующие формы наставничества: «Учитель - ученик», «Ученик ученик», «Учитель -учитель», Представление программ наставничества в форме «Учитель
- ученик», «Ученик - ученик», «Учитель - учитель», на ученической конференции,
педагогическом совете и родительском совете.
5.2. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник
наставляемый. Проведение первой (организационной) встречи наставника и
наставляемого. Проведение второй (пробной) встречи наставника и наставляемого.
Проведение встречи-планирования рабочего процесса с наставником и наставляемым.
Регулярные встречи наставника и наставляемого. Проведение заключительной встречи
наставника и наставляемого.
5.3. Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение
календарного года. Количество встреч наставник и наставляемый определяют
самостоятельно при приведении встречи - планировании.
2.7.3.

Мониторинг и оценка результатов реализации программы
наставничества

6.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как
система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе
наставничества и/или отдельных ее элементах.
6.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

оценка качества процесса реализации программы наставничества;

оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста
участников, динамика образовательных результатов.
6.3. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников наставничества
проходит на "входе" и "выходе" реализуемого плана. Мониторинг проводится куратором
и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый.

5

2.7.4. Обязанности наставника
7.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, определяющих права и обязанности.
7.2. Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Помогать
наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития.
7.3. Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и
открытого диалога. Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но
обсуждать с ним долгосрочную перспективу и будущее.
7.4. Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого и
указывать на риски и противоречия. Не навязывать наставляемому собственное мнение и
позицию, но стимулировать развитие у наставляемого своего индивидуального видения.
Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивировать,
подталкивать и ободрять его.
7.5. Личным примером развивать положительные качества наставляемого,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни
коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.
7.6. Подводить итоги наставнической программы с формированием отчета о
проделанной работе с предложениями и выводами.
2.7.5. Права наставника
8.1. Вносить
на рассмотрение
администрации
Школы
предложения
по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
8.2. Защищать профессиональную честь и достоинство. Знакомиться с жалобами и
другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
8.3. Проходить обучение с использованием федеральных программ.
Получать
психологическое сопровождение. Участвовать в школьных, районных,
региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
2.7.6. Обязанности наставляемого
9.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава Школы, определяющих права и обязанности.
9.2. Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Выполнять этапы
реализации плана наставничества.
2.7.7. Права наставляемого
10.1. Вносить на рассмотрение администрации Школы предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством. Рассчитывать на оказание
психологического сопровождения.
10.2. Участвовать в школьных, районных, региональных и всероссийских конкурсах
наставничества.
10.3. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
6

2.7.8. Механизмы мотивации и поощрения наставников
11.1. Мероприятия по популяризации роли наставника:
организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном, городском
уровне.

11.2. Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях.
11.3. Проведение школьного конкурса профессионального мастерства «Наставник
года», «Лучшая пара», «Наставник+».
11.4. Создание на школьном сайте специальной рубрики "Наши наставники";
методической копилки с программами наставничества; доска почета «Лучшие наставники».
11.5. Награждение школьными и районными грамотами "Лучший наставник";
благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся; благодарственные
письма на предприятия и организации наставников.
11.6. Предоставлять наставникам возможность принимать участие в формировании
предложений, касающихся развития Школы.

2.7.9. Документы, регламентирующие наставничество
12.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

настоящее Положение;

целевая модель наставничества в Школе;

дорожная карта внедрения системы наставничества в Школе;
- протокол заседаний педагогического, методического совета, методических
объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества
 приказ о назначении куратора внедрения целевой модели наставничества в Школе;

7

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 64» г. Улан-Удэ
670002, г. Улан-Удэ, ул. Буйко, д.29, тел./факс: 46-23-01, e-mail: impulse-school@mail.ru

ПРИКАЗ
17 . 11 .2021 г
Об утверждении Положения о
наставничестве в МАОУ «СОШ № 64»и
дорожной карты внедрения целевой модели
наставничества

На основании распоряжения Минпросвещения России от 25.12.2019 №Р-145
«Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися», с целью внедрения Целевой модели наставничества в МАОУ « СОШ № 64»
и создания развивающее – поддерживающей среды в школе
ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Положение о наставничестве в МАОУ
«СОШ № 64»
2. Утвержденное
положение
донести
до
сведения
участников
3.

образовательных отношений.
Утвердить дорожную карту внедрения целевой модели наставничества (приложение
1.)

Директор МАОУ « СОШ № 64»

Л.С. Головчан

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 46-23-01

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».