1. Паспорт программы
Наименование программы
«Одаренные дети»
Основания
программы
- Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» №
273 ФЗ от 29.12.2012 г.
для
разработки
- Федеральная целевая программа развития образования на
2016 - 2020 годы. «Национально образовательная стратегия
– инициатива «Наша новая школа».
- Конвенция о правах ребенка.
-Федеральные государственные образовательные стандарты
второго поколения
- Методические рекомендации по организации учебновоспитательного процесса в соответствии с требованиями
ФГОС.
-Устав и локальные акты МОБУ «Сясьстройская средняя
общеобразовательная школа №1»
Цель программы
Создание условий для выявления, поддержки, обучения,
воспитания и развития индивидуальных задатков
одаренных детей в МОБУ «Сясьстройская средняя
общеобразовательная школа №1»
Срок реализации программы
2020 - 2025 годы
Составители программы
Администрация школы
Исполнители
основных Педагогический коллектив школы
мероприятий программы
Соисполнители
обучающиеся, родители обучающихся
Ожидаемые
конечные - увеличение числа одаренных детей, которым оказывается
результаты программы
поддержка;
- создание индивидуальных образовательных программ;
- повышение квалификации педагогов, работающих с
одаренными детьми;
- совершенствование системы работы с одаренными детьми
Система контроля исполнения Контроль в рамках программы осуществляет администрация
программы
школы. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях
педагогических советах, родительских собраниях.
2
2. Актуальность проблемы
Успешность работы с одаренными детьми в школе во многом зависит
от того, какая работа проводится с обучающимися не только в среднем и
старшем звене, но и в начальной школе. Каждый человек талантлив посвоему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность
творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать.
Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности.
Формы проявления способностей могут быть разные: явная, скрытая
одаренность.
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него
высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко
выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной
деятельности и удовольствие от умственного труда. При благоприятном
варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:
потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);
развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным
занятиям, изучению конкретного предмета (младший и средний
школьный возраст);
познавательная деятельность, направленная на проведение научного
исследования, профессиональное определение (старший школьный
возраст).
Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов
оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.
С целью решения проблемы при работе с одаренными детьми выбраны
следующие действия:
определены основные направления по созданию оптимальных условий
для развития одаренных детей (организация учебного процесса):
нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучение
самооценке,
самоанализу,
самоконтролю,
3
развитие
творческих
способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на
новую ситуацию;
работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление,
высказывание своего мнения, нестандартные задания;
выставка творческих работ одаренных детей; развитие творческих
способностей
обучающихся
посредством
взаимосвязи
уроков
с
внеклассной работой по предмету; участие детей в олимпиадах,
конкурсах;
обеспечение
базового
дополнительного
образования:
работа
внеурочной деятельности по предметам;
проведение общеразвивающих традиционных мероприятий школы;
школа взяла курс на информатизацию образовательного процесса;
осуществляется
традиционное
психолого-педагогическое
сопровождение и поддержка детей, начиная с начальных классов,
выявление
детей
для
более
углубленных
индивидуальных
исследований, системное диагностирование педагогом -психологом.
Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные
возможности в организации работы с одаренными детьми, которые
выражаются в следующих противоречиях:
между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению
и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в
области образования, которые им предоставляются;
между
огромными
потенциальными
возможностями
развития
одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры.
Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и
системном подходе к проблеме.
Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего
педагогического
коллектива
школы,
родителей
обучающихся
и
общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и
возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности
4
школы.
Реализация
программы
«Одаренные
дети»
позволит
систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более
качественный уровень.
3. Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы.
Современные тенденции социального развития ставят перед школой
новые
задачи,
поскольку
не
только
знание
иностранных
языков,
компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и
креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха
каждого, а значит, залогом процветания нации.
При разработке программы «Одаренные дети» в качестве исходных были
использованы следующие концептуальные понятия.
Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня
своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде
областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной,
психомоторной сфере (лидерство).
Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное
или потенциально успешное выполнение деятельности и получение
результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего
уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный
компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как
итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря
среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.
Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности
доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и
действенностью.
Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от
одаренных, состоит именно в различии уровня силы и доминирования
мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная
5
личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая
порой более высокий уровень способностей.
При разработке теоретических основ программы «Одаренные дети» в
качестве
исходных
были
использованы
следующие
концептуальные
положения:
1. Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес), согласно которой
необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе
еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его
возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее
продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в
младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая
общая, универсальная способность.
2. Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала
человека
(А.М.Матюшкин),
понимается
как
выражающийся,
высокий
прежде
согласно
уровень
всего
в
которому
одаренность
творческого
потенциала,
высокой
познавательной
и
исследовательской активности.
3. Динамическая
теория
одаренности
(Ю.Д.Бабаева),
в
которой
акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как
развивающегося свойства целостной личности, во-вторых – на оценке
одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров,
затрудняющих ее проявление и развитие и / или приводящих к
феномену диссинхронии.
4. Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И.Панов),
одаренность в этом случае рассматривается как особая форма
проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная
задача современного педагога заключается в создании образовательной
среды развивающего (творческого) типа.
Одаренность может проявляться:
6
как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду».
Обычно в этом
случае
подразумевается
высокая
одаренность.
Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно
1-3% от общего числа таких детей;
как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает
явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта
одаренность куда-то исчезает;
как
одаренность
скрытая
(потенциальная,
непроявленная),
т.е.
одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в
учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как
потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со
скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
В основу программы положены ведущие методологические принципы
современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что
относительно
самостоятельные
компоненты
рассматриваются
не
изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе
педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как
совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования,
субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и
формы педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной,
деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В
рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на
естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала
личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее
условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по
выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и
переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою
7
очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию
деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и
оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с
культурой как системой ценностей.
Одаренный ребенок не только
развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто
принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов
культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей
представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых,
становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить
основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми,
осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
4. Основные цели и задачи программы.
Основная цель программы «Одаренные дети» заключается в создании
условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития
индивидуальных задатков одаренных детей в МОБУ «Сясьстройская средняя
общеобразовательная
способствующей
школа
№1»,
формированию
и
а
также
максимально
в
создании
полной
среды,
реализации
творческих способностей в различных областях науки и искусства.
Задачами данной программы являются:
обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного
ребенка на основе его интересов через творческую созидательную
деятельность,
создание
благоприятной
культурно-информационного
социокультурной
пространства,
среды,
организацию
индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых
группах,
предоставление
возможности
для
продуктивной
самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие
мероприятия разного уровня;
8
адаптация
одаренных
экономическим
интеллигентного
детей
к
условиям;
изменяющимся
воспитание
представителя
общества,
социально-
уравновешенного
который
сможет
реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;
«конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на
учебную деятельность у большинства обучающихся, стимулирование
познавательного интереса;
учет
индивидуальности
индивидуальной
каждого
траектории
обучающегося,
развития,
выработка
раскрытие
его
творческого
потенциала;
разработка системы диагностики одаренных детей, обеспечение
информационно-методического
и
программного
сопровождения,
кадровых условий для работы с одаренными детьми;
обеспечение нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять
эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми.
5. Стратегические направления программы
создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми
(внедрение передовых образовательных технологий, нормативноправовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по
проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы)
методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение
уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена
опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научнометодическое и информационное обеспечение программы)
мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и
одаренных детей в мероприятиях различного уровня)
1. Подготовительная работа – нацелена на создание единой программы
работы с одаренными детьми.
9
2. Психолого-педагогическое – обеспечивает создание подсистемы
диагностики одаренности учащихся и организацию эффективного
функционирования этой системы.
3. Научно-методическое и образовательное – осуществляет апробацию
и внедрение методических разработок в психолого-педагогическую
практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий
работы
с
одаренными
детьми.
Переподготовка
кадров.
Ориентирование внеклассной работы на участие в ней одаренных
детей.
Организация
разнообразных
конкурсов,
олимпиад,
интеллектуальных марафонов, конференций.
В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений
работы.
Координационное направление:
организация работы всего коллектива школы;
интеграция в рамках данного направления деятельности начальной и
основной школы, учреждений дополнительного образования;
обеспечение нормативно-правовой базы;
ресурсное обеспечение;
контроль и анализ деятельности.
Диагностическое направление:
формирование банка методического обеспечения для выявления
одаренности;
проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления
одаренных детей;
проведение диагностики одаренных детей;
диагностика условий обучения и развития одаренных детей (в т.ч.
кадровых);
создание банка данных «Одаренные дети школы».
Кадровое направление:
10
определение критериев эффективности педагогической работы с
одаренными детьми;
повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
оказание информационной, методической и финансовой помощи
педагогам;
создание творческой группы учителей, работающих с одаренными
детьми;
создание условий для отработки и применения новых педагогических
технологий.
Развивающее направление:
создание образовательной среды для развития одаренных детей;
организация курсов внеурочной деятельности интеллектуальной,
художественно-эстетической направленности;
создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах,
конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях
разного уровня;
обеспечение материально-технической базы;
создание системы психологического сопровождения одаренных детей;
использование информационно-коммуникационных технологий.
Информационное направление:
привлечение
внимания
государственного
педагогической общественности,
управления
средств
массовой
органов
информации
к
диагностических
и
проблемам одаренных детей;
организация работы библиотеки;
создание
банка
образовательных
программ,
методических материалов;
информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными
детьми.
11
6. Этапы реализации
Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 5 лет: с 2020 по
2025 годы.
Первый этап – диагностико-организационный – предполагается
реализовать в 2020-2021 учебном году. Он включает в себя:
создание нормативно-правовой базы;
обеспечение материально-технической базы;
создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе
реализации программы;
изучение контингента обучающихся школы с целью выявления типов
одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях
их обучения и развития;
отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы,
дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования,
общественных объединений;
организация информационно-методического обеспечения и повышения
психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам
одаренности;
разработка авторских и корректировка имеющихся программ по
предметам
учебного
плана,
дополнительного
образования
и
индивидуальных образовательных маршрутов.
Второй этап – организационно-практический, этап реализации (2021-2023
гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех
уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе
планируется:
отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих
показателей каждого ребенка;
12
отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой
работы с одаренными детьми;
углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных
детей;
методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и
совершенствование профессионального мастерства педагогов;
отслеживание
результативности,
промежуточная
диагностика,
сравнительный анализ, коррекция;
систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в
школе,
регулярное
проведение
интеллектуально-творческих
мероприятий;
пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы»,
банка данных образовательных программ, методических материалов,
диагностических методик;
психологическая,
педагогическая,
валеологическая
и
социальная
поддержка одаренных детей.
Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов
планируется провести на третьем этапе в 2024 году (рефлексивнообобщающий
или
итогово-аналитический,
этап).
На
этом
этапе
предполагается:
сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных
детей;
мониторинг личных достижений обучающихся;
анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными
детьми;
создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и
основной школы;
13
определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути
их
решения
и
разработка
перспективного
плана-программы
дальнейшей работы в этом направлении.
7. Формы работы с одаренными детьми
Индивидуальный
подход
на
уроках,
использование
в
практике
элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных
форм уроков;
Дополнительные занятия с одаренными обучающимися, подготовка к
олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по
возникшим проблемам;
Участие во всероссийской олимпиаде школьников;
Психологические консультации, тренинги, тестирование;
Конкурсы,
интеллектуальные
игры,
фестивали,
спортивные
соревнования;
Посещение предметных и творческих курсов внеурочной деятельности
по способностям;
Использование современных средств информации (Интернет, медиатека,
компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
Создание детских портфолио.
8. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными
детьми
принцип создания комфортных условий для совместной работы
обучающихся и учителя;
принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой
одаренной личности;
принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебновоспитательного процесса;
принцип свободы выбора обучающимися предметных и творческих
кружков, спортивных секций;
14
принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
9. Участники реализации программы
Руководители:
директор
заместители директора по УВР, ВР
Творческая группа:
учителя начальных классов;
учителя-предметники;
педагог-библиотекарь;
педагог-психолог;
педагоги дополнительного образования;
А так же:
обучающиеся МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная
школа №1»
родители обучающихся
10. Ожидаемые результаты
создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с
различными типами одаренности.
разработка и реализация специализированных, индивидуальных и
дифференцированных программ поддержки и развития одаренных
детей,
создание
учреждениями,
системы
начальной
взаимодействия
и
средней
с
дошкольными
школой,
учреждениями
дополнительного образования, родителями обучающихся.
использование системы диагностики для выявления и отслеживания
различных типов одаренности.
разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы
с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественноэстетической и исследовательской деятельности.
обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
11. Критериальная база
15
Оценка результативности осуществляется по системе критериальных
признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность
программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого
одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем,
насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в
одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное
понятийное
мышление,
во-вторых,
устойчиво
высокая
творческая
продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция.
Удовлетворенность
обучающихся, педагогов
родителей
жизнедеятельностью
одаренных детей в школе
и
Самоактуализированность личности
Критерии
Показатели
Методика изучения
1.Умение и стремление обучающихся
к познанию и проявлению своих
возможностей.
2.Креативность личности ребенка,
наличие высоких достижений в
одном или нескольких видах
деятельности.
3.Наличие
адекватной
положительной
самооценки,
уверенности в своих силах и
возможностях.
4.Способность к рефлексии.
5.Мотивационная сфера: учебная
мотивация,
мотивация
интеллектуально-познавательного
плана, мотивация общения и
поведения.
6.Уровень
коммуникативной
культуры
1.Удовлетворенность
педагогов
содержанием,
организацией
и
условиями деятельности в рамках
программы, взаимоотношениями в
школьном сообществе.
2. Комфортность,
защищенность
личности одаренного школьника,
его
отношение
к
основным
сторонам жизнедеятельности в
школе.
3.Удовлетворенность
родителей
результатами обучения, воспитания
и развития своего ребенка.
Тест оценки потребности в
достижении,
метод
экспертной оценки.
Краткий тест творческого
мышления
П.Торренса
(фигурная форма), папка
достижений учащихся.
Опросник
субъектного
отношения
одаренного
ребенка
к
деятельности,
самому себе и окружающим.
Метод
незаконченного
предложения.
Тест
«Исследование
школьной мотивации».
16
Изучение удовлетворенности
педагогов
и
родителей
жизнедеятельностью в школе.
Изучение удовлетворенности
обучающихся
жизнью
в
школе.
Тест школьной тревожности
Филипса.
Конкурентоспособн
ость
одаренных
обучающихся
1.Эффективность
и
качество
подготовки
одаренных
обучающихся.
2.Участие обучающихся, педагогов в
смотрах, конкурсах, олимпиадах,
конференциях, фестивалях и т.д.
3.Социальный опыт. Содержание и
характер дальнейшей деятельности
одаренных выпускников.
Методики
статистического
анализа данных, их динамика.
12. План реализации направлений программы «Одаренные дети» на
2020-2025 годы
№
п/п
Основные направления
Сроки
Исполнители
Подготовительная работа
Формирование банка данных «Одаренные 2020-2021
дети»:
- Организация раннего выявления и
поддержки детей с задатками творческой
одаренности;
Выявление, поддержка и развитие
творческих способностей одаренных
обучающихся;
- Проведение мониторинга условий и
результатов учебной деятельности и
участия в олимпиадном движении;
- Проведение мониторинга условий и
результатов внеурочной деятельности,
достижений обучающихся
Развитие взаимодействия с семьей 2020-2021
одаренного ребенка
Зам.директора по УВР, по
ВР, педагог –психолог
3
Создание
информационной
системы 2020-2021
дополнительного образования детей
Учреждения
дополнительного
образования,
зам.директора по ВР
4
Разработка
индивидуальных 2020-2021
образовательных
программ
в
соответствии с особенностями одаренного
ребенка
Творческие
группы
учителей-предметников
1
2
Зам. директора по, УВР,
по
ВР,
классные
руководители
Научно-методическое и образовательное направление
1
Создание
системы
дополнительного Ежегодно
17
Администрация
образования
как
условия
саморазвития и самореализации
для
2
Создание системы психолого-медико- 2020- 2021
социального сопровождения
Зам.директора по УВР, по
ВР, педагог –психолог
3
Апробация и внедрение диагностического 2020-2021
инструментария выявления одаренных
детей
Педагог-психолог,
учителя-предметники
4
Апробация и внедрение программ С
развития и поддержки одаренности
года
5
Создание и ведение банка данных, 2020-2025
включающее сведения о детях разных
типов одаренности и талантливости,
образовательных программах обучения
одаренных детей, кадровом обеспечении
процесса
Администрация
6
Повышение
квалификации
кадров, 2020-2025
работающих с одаренными детьми
Администрация
7
Создание нормативной, материально- 2020-2025
технической, методической базы
Администрация
9
Целенаправленная работа с родителями 2020-2025
по проблемам детской одаренности,
способам ее поддержки и развития
Педагог-психолог,
классные руководители
10
Участие педагогов в научных, научно- 2020-2025
практических конференциях разного
уровня по проблемам одаренности
ребенка
Зам. директора по УВР,
учителя-предметники
11
Привлечение внимания общественности 2020-2025
города к потребностям одаренных
обучающихся
Администрация школы
12
Создание информационной
проблемам одаренности детей
Зам. директора по УВР
13
Использование материалов российских 2020-2025
сайтов в Интернете, посвященных
проблемам одаренных детей
Педагоги школы
14
Оперативный сбор и оформление, 2020-2025
распространение
материалов
по
Зам. директора по УВР,
педагог-библиотекарь,
базы
2020 Зам. директора по УВР,
учителя-предметники
по 2020-2025
18
рубрикам:
педагоги
- опыт педагогической
одаренными детьми;
работы
с
- родительские заметки об особенностях
воспитания и развития одаренных детей, а
также о проблемах, с которыми им
придется сталкиваться;
- детские достижения (рисунки, стихи,
фотографии, творческие работы, проекты
)
-«Ими гордится
школьного сайта
школа»
-
раздел
13. План деятельности на 2020-2021 учебный год
№
Содержание работы
Сроки
Ответственные
Организационная работа
1
Утверждение и согласование плана работы Август
на текущий год.
Зам. директора по
УВР
2.
Формирование
банка
данных В течение года
обучающихся, имеющих высокий уровень
учебно-познавательной деятельности.
Зам. директора по
УВР,
классные
руководители
3
Психологическое тестирование, выявление Октябрь
уровня
развития
познавательной,
мотивационной
сфер
обучающихся,
степени одарённости обучающихся.
Педагог-психолог
4
Подготовка памятки и рекомендаций для Октябрь
обучающихся по различным видам
деятельности с целью обеспечения их
психолого-педагогической поддержки.
Педагог-психолог
5
Обеспечение
индивидуализации, В течение года
дифференциации
учебной
нагрузки
обучающихся в зависимости от уровня
развития их познавательной сферы,
мыслительных процессов.
Педагог-психолог,
учителяпредметники
19
6
Формирование
пакета
олимпиадных Октябрь
заданий по предметам для проведения
школьного этапа предметных олимпиад.
Зам. директора по
УВР,
учителяпредметники
7
Формирование групп обучающихся для Сентябрь
дополнительных занятий. Организация
консультаций, дополнительных занятий
для мотивированных обучающихся силами
учителей школы.
Зам. директора по
УВР,
учителяпредметники
8
Создание
условий,
обеспечивающих В течение года
тесную взаимосвязь учебного процесса с
системой дополнительного образования
через внеурочную деятельность
Классный
руководитель,
педагоги
дополнительного
образования
9
Организация
школьного
этапа Октябрь, ноябрь
Всероссийской олимпиады школьников
среди 5-11-х классов, олимпиады младших
школьников.
Зам. директора по
УВР
10 Организация
проектной деятельности В течение года
(разработка защита, реализация школьных
проектов, участие в конкурсах проектов)
Зам. директора по
УВР,
учителяпредметники
11 Организация подготовки школьников к Октябрь-январь
участию в муниципальном, региональном
этапах
Всероссийской
олимпиады
школьников
Зам. директора по
УВР,
учителяпредметники
12 Составление отчётов и аналитических В течение года
документов,
организация
конкурсов,
олимпиад,
научно-практических
конференций.
Зам. директора по
УВР
13 Анализ работы с одарёнными детьми, Май
перспективы в работе на 2021-2022
учебный год.
Зам. директора по
УВР
Классный
руководитель
Педагоги
дополнительного
образования
20
14 Сбор предложений по расширению В течение года
возможностей реализации умственного
потенциала детей в урочной и внеурочной
деятельности.
Зам. директора по
УВР
Методическая работа
15 Оказание
методической
помощи
в В течение года
разработке
программ,
пособий,
проведении мероприятий, классных часов
профилактической направленности.
Зам. директора по
УВР
16 Посещение уроков учителей-предметников В течение года
с
целью
выявления
приемов
разноуровневого обучения на уроках
Зам. директора по
УВР
17 Научно – информационное, кадровое В течение года
обеспечение
исследовательской
деятельности обучающихся
Зам. директора по
УВР
18 Проведение педагогических консультаций
с родителями по вопросам:
Педагог-психолог
В течение года
- круг интересов обучающихся,
- трудностей в учебе,
- индивидуальных способностей.
19 Обновление
нормативно-правовой В течение года
документации по организации работы с
одарёнными обучающимися.
Зам. директора по
УВР
20 Взаимопосещение
уроков
с
целью В течение года
наблюдения
за
деятельностью
обучающихся с повышенными учебными
способностями
Зам. директора по
УВР,
учителяпредметники
Организация деятельности с обучающимися
21 Проведение предметных недель
В течение года
Зам. директора по
УВР,
учителяпредметники
22 Участие школьников в дистанционных В течение года
конкурсах,
олимпиадах,
викторинах
различного уровня
Зам. директора по
УВР, учителя предметники
21
23
Участие обучающихся в интернетолимпиадах, вузовских олимпиадах
24 Участие в открытой олимпиаде по
математике для обучающихся 5 – 7 классов
25 Участие в муниципальном этапе
олимпиады в 4 классах по русскому языку,
математике, комплексной олимпиады по
литературному чтению и окружающему
миру
26 Пополнение «Портфолио достижений»
обучающихся школы.
В течение года
Зам. директора по
УВР, учителя предметники
Март - апрель
Зам. директора по
УВР, учителя
Март - апрель
В течение года
Зам. директора по
УВР, учителя
начальных классов
Классные
руководители
14. Организация и функциональное обеспечение программы
1. Общее
руководство
за
разработкой
и
реализацией
программы
осуществляет директор школы;
2. Обеспечивает реализацию программы заместители директора:
- организация;
- координация;
- контроль.
3.
Функциональные обязанности учителей, работающих с одарёнными
детьми:
-
организация и проведение занятий с одарёнными детьми.
-
разработка рабочих программ для работы с одарёнными детьми;
-
мониторинг результативности занятий с одарёнными детьми;
-
подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах школьного,
муниципального, регионального уровня.
-
контроль за выполнением рабочих программ и их практической части;
- подготовка материалов, методических рекомендаций по организации
работы с одарёнными детьми.
22