1. Паспорт программы Наименование программы «Одаренные дети» Основания программы - Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г. для разработки - Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы. «Национально образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа». - Конвенция о правах ребенка. -Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения - Методические рекомендации по организации учебновоспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС. -Устав и локальные акты МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №1» Цель программы Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №1» Срок реализации программы 2020 - 2025 годы Составители программы Администрация школы Исполнители основных Педагогический коллектив школы мероприятий программы Соисполнители обучающиеся, родители обучающихся Ожидаемые конечные - увеличение числа одаренных детей, которым оказывается результаты программы поддержка; - создание индивидуальных образовательных программ; - повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми; - совершенствование системы работы с одаренными детьми Система контроля исполнения Контроль в рамках программы осуществляет администрация программы школы. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях педагогических советах, родительских собраниях. 2 2. Актуальность проблемы Успешность работы с одаренными детьми в школе во многом зависит от того, какая работа проводится с обучающимися не только в среднем и старшем звене, но и в начальной школе. Каждый человек талантлив посвоему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления способностей могут быть разные: явная, скрытая одаренность. Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня: потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство); развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший и средний школьный возраст); познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (старший школьный возраст). Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии. С целью решения проблемы при работе с одаренными детьми выбраны следующие действия: определены основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей (организация учебного процесса): нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю, 3 развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию; работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания; выставка творческих работ одаренных детей; развитие творческих способностей обучающихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету; участие детей в олимпиадах, конкурсах; обеспечение базового дополнительного образования: работа внеурочной деятельности по предметам; проведение общеразвивающих традиционных мероприятий школы; школа взяла курс на информатизацию образовательного процесса; осуществляется традиционное психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей, начиная с начальных классов, выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований, системное диагностирование педагогом -психологом. Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях: между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются; между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры. Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме. Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива школы, родителей обучающихся и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности 4 школы. Реализация программы «Одаренные дети» позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень. 3. Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы. Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации. При разработке программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия. Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство). Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться. Ведущим компонентом одаренности является мотивационный. Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью. Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных, состоит именно в различии уровня силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная 5 личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей. При разработке теоретических основ программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения: 1. Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность. 2. Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин), понимается как выражающийся, высокий прежде согласно уровень всего в которому одаренность творческого потенциала, высокой познавательной и исследовательской активности. 3. Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и / или приводящих к феномену диссинхронии. 4. Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И.Панов), одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа. Одаренность может проявляться: 6 как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей; как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает; как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся. В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии: 1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база. 2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий. 3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою 7 очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. 4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности. Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности. 4. Основные цели и задачи программы. Основная цель программы «Одаренные дети» заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная способствующей школа №1», формированию и а также максимально в создании полной среды, реализации творческих способностей в различных областях науки и искусства. Задачами данной программы являются: обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной культурно-информационного социокультурной пространства, среды, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня; 8 адаптация одаренных экономическим интеллигентного детей к условиям; изменяющимся воспитание представителя общества, социально- уравновешенного который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов; «конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства обучающихся, стимулирование познавательного интереса; учет индивидуальности индивидуальной каждого траектории обучающегося, развития, выработка раскрытие его творческого потенциала; разработка системы диагностики одаренных детей, обеспечение информационно-методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми; обеспечение нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми. 5. Стратегические направления программы создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативноправовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы) методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научнометодическое и информационное обеспечение программы) мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в мероприятиях различного уровня) 1. Подготовительная работа – нацелена на создание единой программы работы с одаренными детьми. 9 2. Психолого-педагогическое – обеспечивает создание подсистемы диагностики одаренности учащихся и организацию эффективного функционирования этой системы. 3. Научно-методическое и образовательное – осуществляет апробацию и внедрение методических разработок в психолого-педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми. Переподготовка кадров. Ориентирование внеклассной работы на участие в ней одаренных детей. Организация разнообразных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций. В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы. Координационное направление: организация работы всего коллектива школы; интеграция в рамках данного направления деятельности начальной и основной школы, учреждений дополнительного образования; обеспечение нормативно-правовой базы; ресурсное обеспечение; контроль и анализ деятельности. Диагностическое направление: формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности; проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей; проведение диагностики одаренных детей; диагностика условий обучения и развития одаренных детей (в т.ч. кадровых); создание банка данных «Одаренные дети школы». Кадровое направление: 10 определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми; повышение квалификации педагогов на разных уровнях; оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам; создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми; создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий. Развивающее направление: создание образовательной среды для развития одаренных детей; организация курсов внеурочной деятельности интеллектуальной, художественно-эстетической направленности; создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня; обеспечение материально-технической базы; создание системы психологического сопровождения одаренных детей; использование информационно-коммуникационных технологий. Информационное направление: привлечение внимания государственного педагогической общественности, управления средств массовой органов информации к диагностических и проблемам одаренных детей; организация работы библиотеки; создание банка образовательных программ, методических материалов; информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми. 11 6. Этапы реализации Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 5 лет: с 2020 по 2025 годы. Первый этап – диагностико-организационный – предполагается реализовать в 2020-2021 учебном году. Он включает в себя: создание нормативно-правовой базы; обеспечение материально-технической базы; создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы; изучение контингента обучающихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития; отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми; создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, общественных объединений; организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности; разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов. Второй этап – организационно-практический, этап реализации (2021-2023 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется: отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка; 12 отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми; углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей; методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов; отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция; систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий; пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик; психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей. Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2024 году (рефлексивнообобщающий или итогово-аналитический, этап). На этом этапе предполагается: сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей; мониторинг личных достижений обучающихся; анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми; создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и основной школы; 13 определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении. 7. Формы работы с одаренными детьми Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков; Дополнительные занятия с одаренными обучающимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам; Участие во всероссийской олимпиаде школьников; Психологические консультации, тренинги, тестирование; Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования; Посещение предметных и творческих курсов внеурочной деятельности по способностям; Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия); Создание детских портфолио. 8. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми принцип создания комфортных условий для совместной работы обучающихся и учителя; принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности; принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебновоспитательного процесса; принцип свободы выбора обучающимися предметных и творческих кружков, спортивных секций; 14 принцип возрастания роли внеурочной деятельности. 9. Участники реализации программы Руководители: директор заместители директора по УВР, ВР Творческая группа: учителя начальных классов; учителя-предметники; педагог-библиотекарь; педагог-психолог; педагоги дополнительного образования; А так же: обучающиеся МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №1» родители обучающихся 10. Ожидаемые результаты создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности. разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание учреждениями, системы начальной взаимодействия и средней с дошкольными школой, учреждениями дополнительного образования, родителями обучающихся. использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности. разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественноэстетической и исследовательской деятельности. обобщение и систематизация материалов педагогической практики. 11. Критериальная база 15 Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция. Удовлетворенность обучающихся, педагогов родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе и Самоактуализированность личности Критерии Показатели Методика изучения 1.Умение и стремление обучающихся к познанию и проявлению своих возможностей. 2.Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности. 3.Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях. 4.Способность к рефлексии. 5.Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения. 6.Уровень коммуникативной культуры 1.Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе. 2. Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе. 3.Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка. Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки. Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся. Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим. Метод незаконченного предложения. Тест «Исследование школьной мотивации». 16 Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе. Изучение удовлетворенности обучающихся жизнью в школе. Тест школьной тревожности Филипса. Конкурентоспособн ость одаренных обучающихся 1.Эффективность и качество подготовки одаренных обучающихся. 2.Участие обучающихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д. 3.Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников. Методики статистического анализа данных, их динамика. 12. План реализации направлений программы «Одаренные дети» на 2020-2025 годы № п/п Основные направления Сроки Исполнители Подготовительная работа Формирование банка данных «Одаренные 2020-2021 дети»: - Организация раннего выявления и поддержки детей с задатками творческой одаренности; Выявление, поддержка и развитие творческих способностей одаренных обучающихся; - Проведение мониторинга условий и результатов учебной деятельности и участия в олимпиадном движении; - Проведение мониторинга условий и результатов внеурочной деятельности, достижений обучающихся Развитие взаимодействия с семьей 2020-2021 одаренного ребенка Зам.директора по УВР, по ВР, педагог –психолог 3 Создание информационной системы 2020-2021 дополнительного образования детей Учреждения дополнительного образования, зам.директора по ВР 4 Разработка индивидуальных 2020-2021 образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка Творческие группы учителей-предметников 1 2 Зам. директора по, УВР, по ВР, классные руководители Научно-методическое и образовательное направление 1 Создание системы дополнительного Ежегодно 17 Администрация образования как условия саморазвития и самореализации для 2 Создание системы психолого-медико- 2020- 2021 социального сопровождения Зам.директора по УВР, по ВР, педагог –психолог 3 Апробация и внедрение диагностического 2020-2021 инструментария выявления одаренных детей Педагог-психолог, учителя-предметники 4 Апробация и внедрение программ С развития и поддержки одаренности года 5 Создание и ведение банка данных, 2020-2025 включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса Администрация 6 Повышение квалификации кадров, 2020-2025 работающих с одаренными детьми Администрация 7 Создание нормативной, материально- 2020-2025 технической, методической базы Администрация 9 Целенаправленная работа с родителями 2020-2025 по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития Педагог-психолог, классные руководители 10 Участие педагогов в научных, научно- 2020-2025 практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка Зам. директора по УВР, учителя-предметники 11 Привлечение внимания общественности 2020-2025 города к потребностям одаренных обучающихся Администрация школы 12 Создание информационной проблемам одаренности детей Зам. директора по УВР 13 Использование материалов российских 2020-2025 сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей Педагоги школы 14 Оперативный сбор и оформление, 2020-2025 распространение материалов по Зам. директора по УВР, педагог-библиотекарь, базы 2020 Зам. директора по УВР, учителя-предметники по 2020-2025 18 рубрикам: педагоги - опыт педагогической одаренными детьми; работы с - родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться; - детские достижения (рисунки, стихи, фотографии, творческие работы, проекты ) -«Ими гордится школьного сайта школа» - раздел 13. План деятельности на 2020-2021 учебный год № Содержание работы Сроки Ответственные Организационная работа 1 Утверждение и согласование плана работы Август на текущий год. Зам. директора по УВР 2. Формирование банка данных В течение года обучающихся, имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности. Зам. директора по УВР, классные руководители 3 Психологическое тестирование, выявление Октябрь уровня развития познавательной, мотивационной сфер обучающихся, степени одарённости обучающихся. Педагог-психолог 4 Подготовка памятки и рекомендаций для Октябрь обучающихся по различным видам деятельности с целью обеспечения их психолого-педагогической поддержки. Педагог-психолог 5 Обеспечение индивидуализации, В течение года дифференциации учебной нагрузки обучающихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов. Педагог-психолог, учителяпредметники 19 6 Формирование пакета олимпиадных Октябрь заданий по предметам для проведения школьного этапа предметных олимпиад. Зам. директора по УВР, учителяпредметники 7 Формирование групп обучающихся для Сентябрь дополнительных занятий. Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных обучающихся силами учителей школы. Зам. директора по УВР, учителяпредметники 8 Создание условий, обеспечивающих В течение года тесную взаимосвязь учебного процесса с системой дополнительного образования через внеурочную деятельность Классный руководитель, педагоги дополнительного образования 9 Организация школьного этапа Октябрь, ноябрь Всероссийской олимпиады школьников среди 5-11-х классов, олимпиады младших школьников. Зам. директора по УВР 10 Организация проектной деятельности В течение года (разработка защита, реализация школьных проектов, участие в конкурсах проектов) Зам. директора по УВР, учителяпредметники 11 Организация подготовки школьников к Октябрь-январь участию в муниципальном, региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников Зам. директора по УВР, учителяпредметники 12 Составление отчётов и аналитических В течение года документов, организация конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций. Зам. директора по УВР 13 Анализ работы с одарёнными детьми, Май перспективы в работе на 2021-2022 учебный год. Зам. директора по УВР Классный руководитель Педагоги дополнительного образования 20 14 Сбор предложений по расширению В течение года возможностей реализации умственного потенциала детей в урочной и внеурочной деятельности. Зам. директора по УВР Методическая работа 15 Оказание методической помощи в В течение года разработке программ, пособий, проведении мероприятий, классных часов профилактической направленности. Зам. директора по УВР 16 Посещение уроков учителей-предметников В течение года с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках Зам. директора по УВР 17 Научно – информационное, кадровое В течение года обеспечение исследовательской деятельности обучающихся Зам. директора по УВР 18 Проведение педагогических консультаций с родителями по вопросам: Педагог-психолог В течение года - круг интересов обучающихся, - трудностей в учебе, - индивидуальных способностей. 19 Обновление нормативно-правовой В течение года документации по организации работы с одарёнными обучающимися. Зам. директора по УВР 20 Взаимопосещение уроков с целью В течение года наблюдения за деятельностью обучающихся с повышенными учебными способностями Зам. директора по УВР, учителяпредметники Организация деятельности с обучающимися 21 Проведение предметных недель В течение года Зам. директора по УВР, учителяпредметники 22 Участие школьников в дистанционных В течение года конкурсах, олимпиадах, викторинах различного уровня Зам. директора по УВР, учителя предметники 21 23 Участие обучающихся в интернетолимпиадах, вузовских олимпиадах 24 Участие в открытой олимпиаде по математике для обучающихся 5 – 7 классов 25 Участие в муниципальном этапе олимпиады в 4 классах по русскому языку, математике, комплексной олимпиады по литературному чтению и окружающему миру 26 Пополнение «Портфолио достижений» обучающихся школы. В течение года Зам. директора по УВР, учителя предметники Март - апрель Зам. директора по УВР, учителя Март - апрель В течение года Зам. директора по УВР, учителя начальных классов Классные руководители 14. Организация и функциональное обеспечение программы 1. Общее руководство за разработкой и реализацией программы осуществляет директор школы; 2. Обеспечивает реализацию программы заместители директора: - организация; - координация; - контроль. 3. Функциональные обязанности учителей, работающих с одарёнными детьми: - организация и проведение занятий с одарёнными детьми. - разработка рабочих программ для работы с одарёнными детьми; - мониторинг результативности занятий с одарёнными детьми; - подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах школьного, муниципального, регионального уровня. - контроль за выполнением рабочих программ и их практической части; - подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одарёнными детьми. 22